<< Главная страница

Летопись жизни и творчества Мстислава Добужинского

1875 Август, 15. Родился в Новгороде, на Прусской ул. в доме деда, священника Т. Е. Софийского.
Сентябрь. Переехал в Петербург, где жил до 1887 г. 1884—1886. Занимался в школе Общества поощрения художеств.
1886 Поступил во второй класс петербургской 1-й гимназии.
1887 В связи с переменой места службы отца переехал в Кишинев, где жил до 1889 г.
1888 Лето. Ездил в Киев, чтобы увидеться с матерью, Е. Т. Добужинской.
1889 Переехал в Вильно, где жил до 1895 г.
1892 Июль—август. Ездил на Кавказ.
1893 Июль—август. Гостил в деревне Семеновке Тамбовской губернии у матери. [С этих пор Добужинский почти каждый год (до 1914) проводил лето у матери или навещал ее.] 1895 Июнь. Окончил 2-ю Виленскую гимназию. Август. Поступил на юридический факультет Петербургского университета. С этого времени живет в Петербурге до 1899 г.
1896 Лето. Путешествовал по Волге. Был на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Октябрь. Пытался поступить в Академию художеств, но потерпел неудачу. Ноябрь—декабрь. Посещал Петербургскую рисовальную школу.
1897 Начало года. Слушал курс лекций А. В. Прахова по античному искусству в Музее Центрального училища технического рисования бар. А. Л. Штиглица.
Весна. Поступил в частную художественную школу Н. Д. Дмитриева-Оренбургского.
Июль—август. Совершил первое заграничное путешествие (Мюнхен, Дрезден, Берлин, Гейдельберг, Базель, Варшава). Октябрь. Перешел в частную художественную школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
Ноябрь. Поместил два рисунка в журналах “Стрекоза” и “Шут”. Познакомился с В. В. Стасовым.
1898 Май. Путешествовал на пароходе по Волге.
Октябрь—декабрь. Посещал лекции П. Ф. Лесгафта по анатомии на Курсах воспитателей и руководителей физического образования.
1899 Март, 12. Исключен из университета в связи с политическими волнениями студентов; в начале апреля был восстановлен.
Апрель, 26—июнь, 3. Ездил сдавать государственные экзамены в Новороссийский университет (Одесса). Окончил университет с дипломом первой степени.
Октябрь, 8. Женился на Е. О. Волькенштейн и уехал в Мюнхен для получения художественного образования, где жил до 1901 г. Октябрь. Поступил в мюнхенскую школу А. Ашбе.
1900 Май. Перешел в мюнхенскую школу Ш. Холлоши.
Май—август. Вместе со школой ездил в Венгрию, в Надьбанью. Август. Родился сын Константин.
Октябрь. Возвратился в школу А. Ашбе. Познакомился с И. Э. Грабарем и А. Г. Явленским.
Октябрь—декабрь. Исполнил ряд живописных работ, в том числе картину “Мюнхен. Мастерская школы Ашбе”.
1901 Апрель. Ездил в Венецию и Париж. Знакомился с искусством импрессионистов.
Май. Вторично перешел к Ш. Холлоши и вместе со школой уехал в Венгрию. Июль. Скончался сын Константин. Июль—август. Находился у отца в местечке Олита (Литва). Август. Возвратился в Петербург, где жил до 1924 г. Держал экзамены в Академию художеств, но не был принят. Сентябрь, Поступил в граверную мастерскую В. В. Матэ для изучения офорта. Исполнил офорт “Крыши”. Начал разрабатывать тему городского пейзажа.
Октябрь—январь 1902 г. Был вольнослушателем Археологического института.
Декабрь—январь 1902 г. Занимался в классе профессора П. О. Ковалевского в Академии художеств. Декабрь, 30. Родилась дочь Вера.
1902 Январь. Поступил младшим помощником делопроизводителя в отдел по отчуждению имуществ канцелярии Министерства железных дорог. Апрель. Начал регулярно сотрудничать в журнале “Шут”. Ноябрь. Познакомился с А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, С. П. Яремичем, В. Н. Аргутинским, И. М. Степановым, Н. Н. Врангелем. Декабрь. Познакомился с К. А. Сомовым, Л. С. Бакстом, С. П. Дягилевым, а также с литературными сотрудниками журнала “Мир искусства”, в том числе В. В. Розановым и Д. С. Мережковским. Вступил в члены “Мира искусства”.
Выбран в члены “Современного искусства” — неудавшегося делового предприятия по созданию и производству различных интерьеров (1902—1903).
1903 Январь. Участвовал в выставке “Мира искусства”, представив пейзаж “Двор” и ряд графических работ. [С этих пор Добужинский участвовал во всех выставках “Мира искусства”.] Июнь—август. Гостил в Олите и Семеновке, где написал несколько пейзажей. Ноябрь. Родился сын Ростислав.
Декабрь. Вместе с другими членами “Мира искусства” в связи с ликвидацией этого объединения вошел в общество “Союз русских художников”. На открытие выставки ездил в Москву. [Поездки Добужинского в Москву были слишком часты, особенно начиная с 1909 г., поэтому они не отмечаются в дальнейшем, за исключением тех, которые связаны с крупными работами или значительными в жизни художника событиями. С этого времени и до 1911 г. участвовал во всех выставках “Союза русских художников”.] 1904 Июль. Был в Ростове-на-Дону.
В течение года написал двадцать пейзажей Петербурга, а также Вильно, Новгорода и Ростова-на-Дону.
1905 Март. Участвовал в организации журнала “Жупел”.
Июнь, 10. Встретился с М. Горьким, Л. Н. Андреевым на даче Горького в Куоккале.
Родился сын Всеволод. Август, 20. Написал картину “Кукла”.
Сентябрь, 12—декабрь, 13. Выполнил иллюстрации к повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”.
Октябрь, 12—15. Участвовал в петербургской всеобщей забастовке. Декабрь. Начал писать портрет К. А. Сюннерберга (“Человек в очках”).
1906 Январь. После запрещения “Жупела” участвовал в организации журнала “Адская почта”. Познакомился с А. А. Блоком, В. И. Ивановым. Закончил портрет К. А. Сюннерберга.
Январь—март. Находился в Вильно. Исполнил большую серию городских пейзажей, в том числе “Омнибус”, “Стеклянную улицу”, “Трущобы”, “Улицу в Вильно”.
Июнь—август. Ездил в Париж, Берлин и Лондон. Участвовал в парижском Осеннем салоне и берлинском Сецессионе. Исполнил ряд произведений на лондонские городские мотивы (“Лондон. Старые верфи”, “Лондон. На мосту”), а также рисунки “Будни” и “Праздник”. Сентябрь. Начал преподавать в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (“Школа Бакста и Добужинского”) на Таврической ул. Декабрь. Ездил в Москву для участия в жюри конкурса работ журнала “Золотое Руно” на тему “Дьявол”.
1907 Февраль. Начал преподавать в художественном кружке при Петербургском университете.
Май, 20. Познакомился с К. С. Станиславским. Май. Участвовал во второй акварельной выставке Общества имени Леонардо да Винчи в Москве.
Август. Начал работать над оформлением двух пьес: “Робен и Марион” Адама де ла Галль в Старинном театре и “Бесовское действо” А. М. Ремизова в театре В. Ф. Комиссаржевской. Познакомился с В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским. Октябрь, 3. Избран присяжным заседателем Окружного суда. Октябрь, 13. Прочел свою первую публичную лекцию “О позе и жесте в средневековом театре”.
В течение года исполнил ряд пейзажей Вильно и Петербурга. Начал работать над окончательным вариантом картины “Провинция. 1830-е годы”.
1908 Январь. Стал сотрудничать в журнале “Сатирикон”.
Январь, 4. Третьяковская галерея приобрела портрет-картину “Человек в очках”. Выполнил несколько работ в серии “Типы города (Гримасы города)”. Написал картину “Мост в Лондоне”. Май. Прекратил преподавать в художественном кружке при университете. Июль—август. Путешествовал по Швейцарии (Лугано, Монтаньола) и Италии (Милан, Перуджа, Падуя, Верона, Флоренция, Сиена, Пиза, Орвието, Болонья, Венеция, Ассизи, Генуя), исполнив ряд акварелей и рисунков. Декабрь. Участвовал в постановках петербургского театра-клуба “Лукоморье”.
1909 Февраль. Был в Москве, где вел переговоры от лица своих друзей по “Миру искусства” со всеми основателями и пайщиками МХТ о совместной работе.
Март—сентябрь. Работал над оформлением комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” для МХТ.
Апрель. Избран почетным членом Общества архитекторов-художников. Вторая половина года. Выполнил серию иллюстраций к повести С. А. Aycлендера “Ночной принц”.
Исполнил несколько произведений в серии “Типы Петербурга”. Начало октября. Ушел со службы в канцелярии министерства железных дорог.
1910 Январь. Избран присяжным заседателем Окружного суда. Март, 26. Исполнил “Автопортрет. У книжной полки”. Май. Был в Калуге.
Август. Путешествовал по Голландии, был в Париже, Брюсселе. Написал ряд пейзажей Амстердама, Брюгге, Гарлема. Сентябрь. Исполнил панно “Петр I в Голландии” для школы Петра Великого в Петербурге.
Октябрь. Вышел из членов “Союза русских художников” и вступил во вновь организованный “Мир искусства”, избран секретарем общества. Написал картину “Учение новобранцев”.
1911 Май. Ушел из школы Е. Н. Званцевой.
Июль—сентябрь. Был в Берлине, путешествовал по Швейцарии (Берн, Монтаньола, Сан-Форис) и Италии (Флоренция, Сиена, Сан-Джиминиано, Рим, Фраскати, Неаполь, Помпея). Встретился с М. Горьким на Капри. Октябрь. Начал преподавать в Новой художественной мастерской, в организации которой принял деятельное участие. В течение года исполнил две иллюстрированных Азбуки — “Мира искусства” и “Стивы и Доди” (сыновей художника).
1912 Май—июнь. Путешествовал по средней России и Украине (Киев, Чернигов, Нежин, Воронеж, Курск, Тамбов). Написал серию пейзажей этих городов.
Август. Ездил в Данию. Исполнил ряд картин, в том числе “Дания. Театрик”.
Октябрь. Начал расписывать интерьеры дома Е. П. Носовой в Москве. В течение года принимал активное участие в деятельности петербургского издательства “Грядущий день”; иллюстрировал два выпуска книги Г. Гримма “Микель-Анджело Буонаротти”. 1913 Апрель. Завершил роспись интерьеров дома Е. П. Носовой.
Май—июнь. Расписывал и оформлял интерьеры имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой.
Июнь—август. Находился в Германии (Мюнхен и Штутгарт) и Франции (Париж, Марлотт), где собирал материалы к оформлению драмы Ф. Шиллера “Коварство и любовь” для МХТ. Заезжал в Лугано для встречи с А. Н. Бенуа.
Август, 17—сентябрь, 23. Работал над оформлением инсценировки романа Ф. М. Достоевского “Бесы” (“Николай Ставрогин”) в МХТ. Вторая половина года. Исполнил иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова “ Казначейша”.
1914 Март—июнь. Был в Париже, где работал над оформлением балетов Дягилевской антрепризы (“Мидас”, “Бабочки”). Июнь. Ездил в Неаполь. Июль—сентябрь. Находился в Лондоне. Сентябрь. Был в Вильно, где исполнил несколько городских пейзажей. Вторая половина года. Выполнил серию кубистических рисунков. Исполнил несколько петербургских и неаполитанских пейзажей в принципах футуризма. Сделал пробы беспредметных композиций. Ноябрь. Ездил на Польский фронт в санитарном поезде для натурных зарисовок. Получил золотую медаль за свои работы, представленные на Балтийской выставке в Мальмё.
В течение года написал ряд живописных произведений, в том числе “Петербург”, “Лондон. Виадук”, портреты Е. О. Добужинской и своих детей, а также серию карандашных портретов деятелей русской художественной культуры.
1915 Февраль. Избран секретарем общества “Мир искусства”. Ездил на Галицийский фронт в санитарном поезде для натурных зарисовок.
Апрель. В Петербурге открылась выставка фронтовых рисунков и акварелей Добужинского и Лансере.
Июнь. Оформлял и расписывал интерьеры дома в имении Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии.
Август—сентябрь. Находился в имении О. Г. Третьяковой Вишенки Тульской губернии.
1916 Июль. Жил в Ловисе (Финляндия).
Июль—август. Находился в Москве. Выполнил эскизы для росписи Казанского вокзала. Работал над оформлением драмы А. А. Блока “Роза и крест” для МХТ.
Август. Музей Академии художеств приобрел эскиз декорации к пьесе Д. С. Мережковского “Будет радость”.
Сентябрь. Призван в армию, зачислен в Главное управление Красного Креста. Ноябрь. Познакомился с C. В. Рахманиновым. В течение года исполнил несколько пейзажей Москвы и картину “Поцелуй”. Начал работать над серией графических листов “Городские сны”.
1917 Март. Избран членом Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов.
Май. Прекратил преподавание в Новой художественной мастерской в связи с ее закрытием.
Избран в члены Художественного совета при министерстве земледелия. Июль. Принимал участие в совещании по реформе Академии художеств. Вторая половина года. Исполнил иллюстрации к сказке Г. X. Андерсена “Свинопас”.
Октябрь. Стал профессором Государственных трудовых мастерских декоративного искусства (бывш. училище бар. Штиглица). Ноябрь. Избран в члены Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства.
Избран секретарем Особого совещания по делам искусств (“Комиссия Горького”), занимавшегося организацией охраны культурных и художественных богатств.
1918 Первая половина года. Исполнил серию работ “Городские сны”.
Апрель. Принимал участие в организации Театра Трагедии, назначен заведующим художественной частью.
Выбран в состав Исполнительного комитета по вопросам искусства Союза коммун Северных областей и членом Художественного совета при Отделе театров и зрелищ того же Союза. Третьяковская галерея приобрела ряд работ. Вторая половина года. Выполнил иллюстрации к повести М. А. Кузмина “Новый Плутарх”.
Июль—август. Работал над оформлением трагедии У. Шекспира “Макбет” в Театре Трагедии.
Октябрь. Создал эскизы оформления Адмиралтейства к празднованию 7 ноября.
Избран ученым хранителем Эрмитажа и членом художественного совета Института Художественно-научной экспертизы. Ноябрь—декабрь. Жил в Витебске. По поручению отдела изобразительного искусства Северо-западного округа участвовал в организации Витебского художественно-практического института и Витебской коллегии политотдела изобразительных искусств.
Декабрь. Назначен директором Художественно-практического института и членом Витебской коллегии политотдела изобразительных искусств.
1919 Январь—февраль. Жил в Витебске. Принимал участие в организации Витебского художественного музея. Музея икон старого Витебска. Исполнил ряд городских пейзажей Витебска. Конец февраля. Вернулся в Петроград.
Март—апрель. Участвовал в организации Большого оперного театра в Петрограде, назначен членом управления театром и заведующим художественной частью. Работал над оформлением оперы Ш. Гуно “Фауст”. Май. Вышел из состава педагогов Государственных трудовых мастерских декоративного искусства.
Избран профессором Института истории искусств. Июнь. Принимал участие в организации художественной коммуны в имении М. Д. Гагариной Холомки Псковской губернии. Июнь, 24. Скончалась дочь Вера.
Июнь—июль. Участвовал в художественном совете Мастерской по урегулированию плана Петрограда и его окрестностей. Июль. Выполнил иллюстрации к повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”.
Июль—сентябрь. Работал над оформлением драмы Ф. Шиллера “Разбойники” в БДТ.
Октябрь. Избран профессором кафедры декоративного искусства художественного факультета при Институте фотографии и фототехники. Открыл собственную художественную студию. Декабрь, 11. Скончалась мать, Е. Т. Добужинская, в деревне Семеновке Тамбовской губернии.
1920 Январь—май. Исполнил несколько городских пейзажей, а также две композиции “Из жизни Петрограда в 1920 году”. Апрель. Работал над сценарием и оформлением театрализованного представления “Гимн освобожденному труду” на портике Фондовой биржи в Петрограде.
Май—июнь. Участвовал в организации Дома искусств в Петрограде, выбран членом Совета, заведующим художественным отделом и заместителем председателя (М. Горького). Июль—август. Периодически жил в Холомках. Август—сентябрь. Работал над оформлением трагедии У. Шекспира “Король Лир” в БДТ.
Сентябрь. Начал преподавать в школе А. Гауша. Октябрь. Избран председателем коллегии художников по украшению города. Ноябрь. Выбран заведующим декоративной частью выставки к дням Октябрьской годовщины.
1921 Январь—октябрь. Периодически жил в Холомках.
Январь—ноябрь. Работал над иллюстрациями к повести Ф. М. Достоевского “Белые ночи”.
Февраль. Избран членом Художественного совета при Отделе изобразительного искусства Союза коммун Северных областей. Март. Исполнил несколько работ в серии “Городские сны”. Июнь, 27. Скончался отец, В. П. Добужинский, в Вильно. Сентябрь, 14—19. Исполнил иллюстрации к повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”.
Сентябрь. Участвовал в работе президиума Союза работников искусства по изучению психо-физиологических процессов художественно-творческого труда.
Октябрь. Исполнил иллюстрации к драме А. С. Пушкина “Скупой рыцарь”. Ноябрь. Исполнил иллюстрации к повести Н. С. Лескова “Тупейный художник”.
1922 Март. Вел занятия в Обществе изучения и охраны старого Петербурга и его окрестностей по руководству “запечатления бытовых ансамблей”. Июль—ноябрь. Исполнил серию литографий “Петербург в 1921 году”. Сентябрь—декабрь. Преподавал в Академии художеств. Осень. Закрылся Дом искусств по распоряжению Г. Е. Зиновьева 1923 Март. Избран членом президиума Совета живописного факультета и членом Совета общего курса Академии художеств. Апрель, 23. Выехал в заграничную командировку. В Каунасе встретился с представителями литовской культуры. Получил приглашение переехать в Литву. Художественный музей в Каунасе приобрел сорок картин. Середина мая. Приехал в Берлин.
Май—август. Путешествовал по Германии, был в Швеции. Исполнил более двадцати пейзажей Дрездена, Берлина, Гейдельберга, Мосбаха, Мальмё. Июль. Исполнил ряд автолитографий (портреты и пейзажи русских городов). Август, 20. Приехал в Париж. Исполнил ряд пейзажей, в том числе “Арка Карусель”.
Август. Посетил Амстердам и Копенгаген, где устроил персональные выставки.
Октябрь. Участвовал в парижском Осеннем салоне.
1924 Январь, 24—март, 4. Работал над оформлением оперы П. И. Чайковского “Евгений Онегин” в Дрезденской опере. Апрель, 1. Вернулся в Ленинград.
Апрель. Ездил в Москву по делам оптации (переезд в Литву). Принял литовское гражданство как оптант.
Лето. Исполнил иллюстрации к “Веселой азбуке” Н. Павловой и книге О. Э. Мандельштама “Примус”.
Сентябрь—ноябрь. Выполнил иллюстрации к сказке К. И. Чуковского “Бармалей”.
Декабрь, 1. Выехал из Ленинграда. Декабрь. Приехал в Ригу, где жил до 1926 г.
1925 Январь. Был в Берлине, Дрездене, Копенгагене.
Февраль. Ездил в Клайпеду на открытие персональной выставки. Январь—май. Работал над оформлением оперы П. И. Чайковского “Пиковая дама” в ЛГТ.
Сентябрь. Ездил в Таллин в связи с персональной выставкой. Октябрь—ноябрь. Был в Тарту по делам персональной выставки и для чтения лекций.
В течение года исполнил несколько десятков пейзажей прибалтийских городов.
1926 Январь—апрель. Находился в Берлине, где была устроена персональная выставка.
Март—апрель. Исполнил первый вариант картины “Витовт, великий князь Литовский” для литовского посольства в Берлине. Май. Переехал из Риги в Париж, где жил до 1929 г. Работал над оформлением спектаклей в театре Н. Ф. Балиева “Летучая мышь”.
Лето. Выполнил несколько пейзажей, натюрмортов и интерьеров, в том числе картину “Две дамы. Деревянные куклы”. Ноябрь. Начал преподавать в парижской Школе декоративного искусства, основанной Н. В. Глобой. Декабрь. Оформил и расписал интерьеры дома П. Ботье в Брюсселе.
1927 Январь—июль. Исполнил росписи и убранство интерьеров дома Манте в Париже.
Май. Принимал участие в организации выставки “Мир искусства”. Был председателем выставочного комитета. Июнь, 5. Открытие выставки “Мир искусства”. Сентябрь—октябрь. Работал над оформлением драмы К. Гамсуна “У жизни в лапах” в амстердамском Рикка Хоопер театре.
Октябрь—ноябрь, 5. Работал над оформлением спектакля “Преступление и наказание” по Ф. М. Достоевскому в брюссельском театре Дю Парк. Октябрь. Открыл собственную художественную студию в Париже. Декабрь. Ездил в Дюссельдорф в связи с оформлением постановки комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.
1928 Январь. Исполнил иллюстрации к повести Ю. Олеши “Три толстяка” для московского издательства ЗИФ и четыре живописных пейзажа Петербурга по старым зарисовкам.
Начало года. Работал по художественному оформлению кинофильма “Плодородие” по роману Э. Золя “Земля” для парижской фирмы “Сентраль Синема”.
Март. Закрыл собственную художественную студию. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. Апрель. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. Апрель—май. Выполнил роспись и декоративное оформление двух залов в брюссельском Дворце изящных искусств для выставки русского искусства. Май. Создал декоративное убранство зала для праздника Дягилевского балета в брюссельском Дворце изящных искусств. Был в Гааге на открытии персональной выставки. Сентябрь, 6—октябрь, 5. Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга “Натан Мудрый”. Октябрь. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной.
1929 Январь—апрель. Выполнил декоративное оформление залов для выставки русского фарфора в Севре.
Апрель, 23—июнь, 17. Исполнил более тридцати петербургских пейзажей по зарисовкам начала 1920-х гг.
Июнь. Прекратил преподавание в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной.
Июль. Путешествовал по Франции и Швейцарии. Июль, 20—22. В Баденвейлере встретился с К. С. Станиславским и исполнил его портрет.
Получил предложение ЛГТ выполнить эскизы декораций и костюмов к опере М. П. Мусоргского “Борис Годунов”. Получил предложение преподавать в Художественной школе Каунаса. Сентябрь, 30. Переехал из Парижа в Каунас, где жил до 1935 г. Октябрь. Начал преподавать в каунасской Художественной школе. Ездил в Добужи, на родину предков.
Октябрь—декабрь. Исполнил ряд живописных городских пейзажей Каунаса, а также Петербурга (по старым зарисовкам).
1930 Январь—февраль. Работал (с октября 1929) над оформлением оперы М. П. Мусоргского “Борис Годунов” в ЛГТ. [Находясь в Литве, Добужинский ежегодно исполнял декоративное оформление от четырех до семи постановок; здесь упоминаются лишь наиболее значительные.] Март. Ездил в Белград для участия в организации выставки русского искусства. Белградский художественный музей приобрел картины Добужинского “Иверская” и “Английская набережная”. Июнь—август. Был во Франции, Германии и Италии. В Берлине встретился с В. И. Немировичем-Данченко.
Сентябрь, 22—октябрь, 26. Работал над оформлением оперы Р. Вагнера “Тангейзер” в ЛГТ.
Ноябрь, 1. Прекратил преподавание в Художественной школе. Декабрь. Исполнял росписи и декоративное убранство интерьеров дома Вайлокайтиса в Каунасе (работа закончена 16 марта 1931 г.).
В течение года выполнил несколько работ маслом, в том числе “Дворик в Каунасе (Белье)” и “Цирк в Мариамполе”. Написал ряд статей по вопросам искусства в литовской периодике.
1931 Январь. Исполнил иллюстрации к драме Ф. Шиллера “Дон Карлос”. Начало года. Назначен главным художником ЛГТ. Май—июнь. Ездил в Берлин.
Август—сентябрь, 15. Работал над оформлением оперы Ш. Гуно “Фауст” в ЛГТ.
Ноябрь—декабрь. Находился в Париже, затем в Брюсселе в связи с постановкой “Пиковой дамы” в брюссельском театре Де ла Моннэ. В течение года исполнил ряд пейзажей Каунаса.
1932 Январь. Начал вечерние занятия в собственной художественной студии. Каунасский художественный музей приобрел ряд произведений. Апрель. Начала работать мастерская Добужинского по производству фарфора (просуществовала два—три месяца). Март—май. Исполнил иллюстрации к “Букварю” Л. К. Гиры. Лето. Путешествовал по литовской провинции. Сентябрь—октябрь, 11. Работал над оформлением трагедии У. Шекспира “Гамлет” в ЛГТ.
1933 Январь—февраль. Работал над оформлением балета А. К. Глазунова “Раймонда” в ЛГТ.
Первая половина года. Написал исследование о литовском гербе и сделал к нему 55 рисунков.
Весна. Закрыл художественную студию. Май. Ездил в Париж на гастроли брюссельского театра Де ла Моннэ. Июнь. Путешествовал по литовской провинции. Ноябрь—декабрь, 5. Работал над оформлением оперы В.-А. Моцарта “Дон Жуан” в ЛГТ.
Декабрь. Работал над оформлением балета Л. Делиба “Коппелия” в ЛГТ. В течение года исполнил ряд пейзажей Каунаса, Клайпеды, Вильнюса и литовской провинции.
1934 Январь—февраль. Работал над оформлением оперы А. П. Бородина “Князь Игорь” в ЛГТ.
Апрель. Был в Риге в связи с оформлением оперы В.-А. Моцарта “Волшебная флейта” в Рижской опере.
Октябрь. Оформлял и расписывал зрительный зал кинотеатра в Клайпеде. В течение года исполнил серию карандашных портретов, в том числе Ф. И. Шаляпина (23 мая), пейзажи литовской провинции, а также несколько карандашных рисунков из серии “Городские сны”.
1935 Январь, 2. Уехал из Каунаса в Монте-Карло в связи с гастролями ЛГТ. Февраль, 23. Переехал из Монте-Карло в Лондон в связи с продолжением гастролей театра, где жил до 1937 г.
Февраль—апрель. Исполнил серию акварельных и карандашных портретов артистов английского балета.
Апрель. Создал декоративное оформление выставки русского искусства в Лондоне.
Август, 12—28. Ездил в Брюссель и Спа. Сентябрь. Начал давать частные уроки рисования в Лондоне. Ездил в Каунас в связи с оформлением постановки оперы П. И. Чайковского “Евгений Онегин”.
Декабрь. Приглашен в члены жюри по приобретению работ в лондонский Музей Виктории и Альберта.
В течение года выполнил ряд пейзажей Лондона, Монте-Карло, Брюсселя, а также несколько заказных портретов.
1936 Февраль—апрель. Находился в Каунасе в связи в постановками в ЛГТ. Середина года. Завершил иллюстрации к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Лето. Находился в Брюсселе.
Октябрь. Музей Виктории и Альберта приобрел две картины. Работал над оформлением оперы Ю. Карнавичуса “Радзивилл Перкунас” в ЛГТ.
1937 Январь—февраль, 10. Работал над оформлением оперы П. И. Чайковского “Евгений Онегин” в Чехословацком Национальном театре (Прага). Январь. Ездил в Париж для чтения лекции “Рисунки А. С. Пушкина” на Пушкинской юбилейной выставке.
Март—май. Находился в Париже в связи с работой для парижского кино. Май, 28. Британский музей приобрел шесть работ. Август, 22. Проездом через Париж, вернулся в Каунас, где жил до 1939 г. В течение года исполнил второй вариант иллюстраций к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написал ряд пейзажей Лондона, Каунаса, Люксембурга.
1938 Январь. Белградский художественный музей приобрел несколько работ с выставки русского искусства в Белграде. Февраль. Находился в Брюсселе в связи с оформлением постановки балета “Свадьба Авроры” на музыку П. И. Чайковского в театре Де ла Моннэ. Докладывал в литовском сейме о своих изысканиях в области литовского флага.
Март, 21—апрель, 9. Работал над оформлением балета Н. Н. Черепнина “Тайна пирамиды” в ЛГТ.
Апрель, 11. Получил письмо от М. А. Чехова с предложением участвовать в постановке “Одержимые” по роману Ф. М. Достоевского “Бесы”. Середина года. Совместно с С. Ушинскасом исполнил витраж для литовского банка.
Июль—сентябрь. Путешествовал по Франции и Англии. Август, 30. Встретился в Париже с К. А. Коровиным.
1939 Апрель. Находился в Англии (провинция Тотнес) для оформления “Одержимых”.
Июль, 22. Уехал в США вместе с Театром-студией М. А. Чехова для продолжения работы.
Август—октябрь. Находился в Риджфильде (штат Коннектикут), где работал над постановкой “Одержимых”. Октябрь. Приехал в Нью-Йорк, где жил до 1947 г. Ноябрь—декабрь. Сдавал экзамены для поступления в профессиональные союзы художников.
1940 Январь. Продолжал сдавать экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и вступил в соответствующие союзы художников. Март. Фогг-музей и Музей изящных искусств в Илле приобрели ряд работ. Март—сентябрь. Находился в Бостоне.
Август—сентябрь. Исполнил несколько сюрреалистических композиций, в том числе “Ундину” и “Четыре ветра”. Сентябрь. В Нью-Йорке встретился с C. В. Рахманиновым, С. А. Кусевицким и Э. А. Купером.
Ноябрь—декабрь, 2. Работал над оформлением оперы Д. Верди “Бал-маскарад” в Метрополитен-опера.
1941 Начало года. Встретился с М. М. Фокиным и Ф. Ф. Комиссаржевским. Апрель, 21. Открылась персональная выставка в нью-йоркской галерее Мари Стернер.
Май. Работал над оформлением спектакля “Императорский балет” на музыку П. И. Чайковского в Американ балет Караван. Исполнил росписи и убранство магазина Золотицкого в Нью-Йорке. В течение года выполнил иллюстрации к сборнику “Поэмы” М. Ю. Лермонтова.
Октябрь, 17. Открылась выставка иллюстраций к поэмам М. Ю. Лермонтова в нью-йоркской Публичной библиотеке.
1942 Январь. Работал над оформлением балета “Русский солдат” на музыку С. С. Прокофьева в театре Американский балет. Вторая половина года. Начал писать пейзажи на тему блокадного Ленинграда. Опубликовал свои воспоминания “Круг “Мира искусства””, с которых началась регулярная публикация мемуаров в нью-йоркской русской периодике.
1943 Начало года. Исполнил около 30 иллюстраций к повести Н. С. Лескова “Левша”.
Ноябрь, 7—23. Был в Канаде в связи с постановкой в театре Торонто. В течение года выполнил вариант иллюстраций 1911 г. к “Азбуке “Мира искусства”” собственного сочинения.
Исполнил оформление и иллюстрации поэмы А. С. Пушкина “Граф Нулин”. Закончил серию пейзажей на тему осажденного Ленинграда.
1944 Полгода с небольшими перерывами находился в Вашингтоне, составляя русскую библиографию по искусству для библиотеки Конгресса.
1945 Март—июнь. Жил в Нью-Порте на Род-Айленде, зарисовывая поместья, предназначенные на слом. Выполнил 125 работ. В течение года исполнил ряд живописных произведений, в том числе “Крыши Нью-Йорка”.
Исполнил росписи и убранство вестибюля нью-йоркского отеля. Написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета “Ленинградская симфония” на музыку Д. Д. Шостаковича.
1946 Первая половина года. Редактировал, писал статью и графически оформлял сборник “Памяти С. В. Рахманинова”. Исполнил рисунки к рассказу И. А. Бунина “Ночной трактир”. Выполнил росписи и декоративное убранство интерьеров частного дома в Нью-Йорке.
Февраль—июль. Находился в Холливуде, где исполнил эскизы декораций и костюмов для двух кинофильмов.
Декабрь. Получил предложение оформить оперу С. С. Прокофьева “Война и мир” для Метрополитен-опера. В течение года исполнил серию интерьеров.
1947 Начало года. Подписал договор на издание своих воспоминаний. Июль. Уехал в Париж, где жил до 1948 г. Лето. Исполнил несколько пейзажей Бельвю.
1948 Январь. Возвратился в Нью-Йорк, где жил до 1952 г.
Январь—март. Ездил в Торонто в связи с постановками в Театре балета Рут Сорель.
Октябрь. Работал над оформлением оперы С. С. Прокофьева “Любовь к трем апельсинам” в Центральной городской опере Нью-Йорка. Ноябрь. Ездил в Вашингтонскую библиотеку, где искал материалы для оформления оперы М. П. Мусоргского “Хованщина”.
1949 Март. Получил граждарство США.
1950 Первая половина года. Исполнил иллюстрации к поэме “Слово о полку Игореве”.
Январь—февраль, 16. Работал над оформлением оперы М. П. Мусоргского “Хованщина” в Метрополитен-опера.
1951 В течение года работал над оформлением оперы Д. Темкина “Дибук” в Центральной городской опере Нью-Йорка.
1952 Начало года. Началась болезнь правого глаза (поражение ретины).
Март—апрель, 3. Работал над оформлением оперы А. Берга “Воццек” в Центральной городской опере Нью-Йорка. Апрель. Получил предложение от Л. Ф. Мясина выполнить сценическое оформление балета “Мадемуазель Анго” на музыку Ш. Лекока для парижского театра Опера Комик. Май, 6. Уехал из США в Европу.
Май. Жил в Париже до 1954 г.
Осень. Находился в Швейцарии для сбора материалов к оформлению оперы Д. Россини “Вильгельм Тель”.
Октябрь. Был в Лондоне, где встретился с И. А. Добровейном в связи с оформлением оперы М. П. Мусоргского “Хованщина” в неаполитанском театре Сан Карло.
1953 Январь. Находился в Милане в связи с оформлением балета “Мадемуазель Анго” в Ла Скала.
В течение года жил в Риме и Неаполе.
Осень. Начались спазматические сужения мозговых сосудов, вызывавшие короткие, неожиданные обмороки.
1954 Жил большей частью в Риме и Париже.
Март. Работал над оформлением оперы П. И. Чайковского “Евгений Онегин” для неаполитанского театра Сан Карло.
1955 Жил в Лондоне и Париже.
Лето. Ездил в Кёльн по приглашению Театрального музея Кёльнского университета, который приобрел 15 работ. Почти совсем перестал видеть левый глаз.
1956 Жил в Париже и часто в Лондоне, где работал над оформлением балета Л. Делиба “Коппелия” в театре Мари Рамбер.
1957 Сентябрь—октябрь. Работал над оформлением балета “Кавказский пленник” на музыку А. Хачатуряна в Центральной городской опере Нью-Йорка.
Октябрь, 15. Отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. Октябрь, 22. Приехал в Нью-Йорк.
Ноябрь, 18. Читал свои воспоминания о театре по американскому радио. Ноябрь, 20. Скончался в Нью-Йорке в доме младшего сына, В. М. Добужинского.



Содержание альбома     Следующая статья >>>


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация