<< Главная страница

Картины Добужинского:


Петербург. Фонтанка. Летний Дворец Петра 1
Двор
Петербург. Мойка. У Нового Адмиралтейства
В ротах. Зима в городе
Октябрьская идиллия
Умиротворение
Старый домик
Домик в Петербурге
Кукла
Омнибус в Вильно
Лондон. Монумент
Стеклянная улица в Вильно
Гримасы города
Сад
Канал. Хаарлем
Неаполь
Чернигов. Склады
Воронеж. Ворота
Поцелуй
Витебск
Митинг перед Дворцом Искусств
Из жизни Петрограда 1920 года
Ночь в Петербурге
Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи»
Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне»
Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда»
Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер»
Провинция 1830-ых

Биография Добужинского


ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875–1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.
Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).
Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).
Умер Добужинский в Нью-Йорке 20 ноября 1957.
Летопись жизни и творчества Мстислава Добужинского

Воспоминания Добужинского


О матери и отце

1903—1904 годы и конец «Мира Искусства»

Историческая выставка портретов

«Месяц в деревне»

Воспоминания о Рахманинове

Леон Бакст

Кустодиев


Серия электронных альбомов
«Жизнь и творчество великих художников»


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация